Гатчина, Приоратский дворец, май 2004 г

История пассажирских перевозок в Гатчинском районе


В 1838 году жители Гатчины получили новое удобное средство передвижения-дилижанс. Было установлено регулярное сообщение между Гатчиной и Царским Селом. Плата за проезд составляла 1 рубль внутри кареты и 50 копеек на передке фаэтона.
Дилижанс проработал до 1887 года, уступив место построенной железной дороге до Санкт-Петербурга. В 1857 году между столицей и Гатчиной началось регулярное ежедневное курсирование двух поездов. В 1870 году вступила в действие ещё одна железнодорожная линия Балтийской железной дороги.
Ещё одна попытка возобновить дилижансное движение была предпринята уже в начале ХХ века.
В ноябре 1905 года владелец меднолитейного завода Ф. В. Гербст и купец Т. П. Лыхин обратились в Дворцовое управление с прошением разрешить открытие дилижансного сообщения между Гатчино и Мариенбургом, а так же внутри города Гатчино:

Гатчина, подвесная электрическая дорога 
Романова, 1900 г

“Просим установить дешёвое и удобное сообщение с Гатчиной обывателям Мариенбурга, а в особенности для учащихся; главной же целью учреждения служит необходимость доставить вновь учреждённому Мариенбургскому Отделу Гатчинского городского пожарного общества возможность иметь во всякое время, потребное для выездов, количество лошадей, причём расходы по содержанию лошадей, таким образом, могут быть покрыты доходом от дилижансного предприятия.”

Движение было открыто в январе 1906 года. Были закуплены 4 экипажа Петербургского типа (на 8-12 мест) и 8 лошадей.
В день совершалось 7 рейсов с 7.30 до 19.00. Плата составляла 6 копеек. Была даже льготная книжка на 25 поездок по 5 копеек за поездку. Экипажи стояли недалеко от завода в Мариенбурге и в Гатчине: у артиллерийских казарм (ныне-угол проспекта 25 октября и улицы 7-й Армии) и на площади Варшавского вокзала.
Существовали даже напечатанные типографским способом расписания. Движение, однако, долго не просуществовало. Причиной его закрытия послужила, по всей видимости, недоходность этого предприятия.
Летом 1900 года в Гатчине была сооружена подвесная электрическая железная дорога, предназначенная для демонстрации на Всемирной Выставке в Париже. Дорога была протянута между Дворцом и Балтийским вокзалом.

Грузовик Уайт совхоза
 им. Ворошилова Гатчинского р-на, начало 1930-х гг Первый автомобиль совхоза
 «Орлинский» Гатчинского района, 1935 г, фото А. Каца

В 1930-е годы в Гатчине планировалась организация трамвайного движения. Линия должна была пройти от собора Святого Павла по Соборной улице, проспекту 25 Октября с конечной у Балтийского вокзала. Однако проект не был реализован. В 1936 году Автобусным парком № 2 Ленинграда было

Гатчина, автобус на пр 25 Октября,
 август 1940 г

открыто сообщение между Ленинградом и Сиверской.
В 1937 году был пущен автобус от Гатчины до Рождествено. В конце 1939 года в Красногвардейске (так тогда называлась Гатчина) Ленобластным управлением автотранспорта (ЛОУАТом) была образована межрайонная автотранспортная контора (МТК) по адресу ул. Хохлова, 10.
14 июня 1940 года автобусы Красногвардейской МТК впервые пошли по маршруту Варшавский вокзал-платформа Мариенбург. Маршрут имел 10 остановок и 4 тарифных участка по 40 копеек.
Мирный ход жизни и дальнейшее развитие автотранспорта прервала Великая Отечественная Война.

Большинство автотранспорта было отправлено для нужд фронта…
Гатчина была освобождена от фашистов 26 января 1944 года. И уже в начале сентября 1944 года начала свою работу Гатчинская межрайонная транспортная контора, которая чуть позже стала именоваться Гатчинской АТК (-132?).
В 1944 году в Гатчине было всего 3 автобуса с фанерными кузовами и четыре грузовика ЗИС-5. Горючего не хватало, а ремонт машин производился прямо на улице.
Из Кингисеппской МТК в Гатчину были переведены 19 рабочих и служащих, 8 грузовиков и два автобуса: ЗИС-16 и трофейный “Блау-Фогель”.

Автобус ЗиС-16 в Никольском, май 1946 г,
 фото Н. Кондрашкина

В сентябре 1944 года было открыто автобусное движение по маршруту Гатчина-Ленинград (35-местные автобусы ходили 2 раза в сутки), также был открыт маршрут Гатчина-Псков.
К концу 1945 года в Гатчинской АТК было уже два десятка, а к концу 1946 года-уже 46 грузовых и пассажирских автомобилей.
В 1945 году АТК была переименована в Автоколонну № 31 Леноблавтотреста.
Первой машиной скорой медпомощи в Гатчине в послевоенные годы был гибрид на шасси ГАЗ-АА с кузовом от немецкого штабного автобуса, который достали из болота
под селом Дружная Горка.

В апреле 1946 года был возобновлён автобусный маршрут Ленинград-Гатчина. 50-местный автобус, принадлежавший Ленинградской АК 29, совершал 2 рейса в сутки.
В январе 1946 года было возобновлено пригородное пассажирское сообщение Гатчина-Рождествено, прерванное с началом войны. С 7 мая 1947 года на этом маршруте был добавлен ещё один автобус.
В июне 1947 года было возобновлено регулярное автобусное сообщение по маршруту Варшавский вокзал-Мариенбург. Два автобуса за пять дней перевезли свыше 6 тысяч пассажиров.

Автобус в Рождествено,
 февраль 1950 г

В феврале 1948 года в Гатчину поступили два 17-местных автобуса на шасси ГАЗ-АА. В августе того же года пришли два 20-местных АТУЛа-ЛО-1. В мае 1949 года поступили два легковых такси Победа. С 21 мая они вышли на линии. В городе в то время можно было встретить такие объявления:
"Пользуйтесь услугами ТАКСИ! Гатчинская 31-я автотранспортная колонна выпустила в эксплоатацию легковые такси-автомашины Победа. Основные стоянки такси у Варшавского и Балтийского вокзалов. Учреждения и хозорганизации могут оплачивать услуги такси по безналичному расчету. Заказ машин по телефону 52 и 2-15".

водители-трехсоттысячники А. Д. Семенов
 и В. А. Кузьминов, август 1951 г, фото В. Кошелева Автобус в колхозе им Ленина,
 январь 1954 г, фото И Баранова

В январе 1950 года был открыт маршрут Гатчина-Елизаветино. В марте 1950 года в автоколонну № 31 поступил ещё один 40-местный автобус АТУЛ. Он стал работать на линии Гатчина-Рождествено. С 12 апреля 1950 года было открыто автобусное движение в Сиверской. Два автобуса стали курсировать по кольцевому маршруту Вокзал-Старосиверская-Кезево- Белогорка-Поссовет-Пивбаза-Вокзал.
28 августа 1951 года в Гатчинскую АК 31 прибыли своим ходом с Московского автозавода два бежево-красных 50-местных комфортабельных автобуса ЗиС-155.
Один из них был направлен на маршрут Гатчина-Рождествено, а другой на городскую линию. В январе 1952 года в Гатчинскую автоколонну № 31 поступили ещё два бежево-голубых ЗиСа-155. Один вышел на городской маршрут, другой на линию Гатчина-Рождествено.
Таким образом, в автоколонне стало работать 10 автобусов, четыре из которых были ЗиС-155.
Ещё до войны на автомобильном транспорте начало распространяться движение шоферов-стотысячников. Инициатором его был ростовчанин Мальцев. По техническим нормам, машине до капитального ремонта следовало пройти 80 тысяч км. Мальцев, бережно относясь к машине, довёл её пробег без капремонта до 100 тысяч км.
У водителя-стахановца появились последователи во всех автопарках страны. После войны движение шоферов-стотысячников приобрело ещё больший размах.

Гатчина, Киевская ул, ноябрь 1952 г,
 фото И. Баранова Гатчина, Варшавский вокзал, 
павильон ожидания, июль 1954 г, фото Е. Трашкевич

Среди гатчинских водителей также было развёрнуто соревнование за увеличение межремонтных пробегов техники. Более 60 шоферов взяли обязательства пройти без капитального и среднего ремонта по 100 тысяч километров.
Восемь водителей увеличили это обязательство до 200 тысяч км. Лучшие шофёры Семёнов и Кузьминов на своём автобусе ЗиС-150 к декабрю 1952 года прошли 250 тысяч км. Новые автобусы ЗиС-155 доверили лучшим водителям парка. Гатчинские шофёры Ефимов и Бубнов, принявшие машину на социалистическую сохранность, взяли обязательство довести её пробег до 600 тысяч км.
В апреле 1952 года было получено ещё два ЗиСа-155. Теперь городские линии и маршрут Гатчина-Рождествено стали обслуживаться автобусами только этой новой марки.
А машины старого типа стали курсировать только на линии Гатчина-Елизаветино.
Автобусы ЗиС-155, оборудованные обогревателями салона, имевшие большую вместимость, конечно же считались комфортабельными по сравнению с автобусами на шасси ЗиС-5, имевшими деревянные кузова, зачастую протекавшими в ненастье.

Гатчина, пр 25 Октября, сентябрь 1955 г,
 фото В. Тарабана

Часть автобусов ЗиС-155 при плановом пробеге в 150 тысяч км, уже к сентябрю 1954 года имели пробеги под 200 тысяч км. А прослужили ЗиСы-155 в Гатчине до начала 1960-х годов.
Автобусное сообщение в Сиверской было возобновлено летом 1951 года по наказу избирателей. Автобусы от станции Сиверской стали ходить в Белогорку, Ново-Сиверскую, Старо-Сиверскую, Куровицы, Маргусы.
Основной пассажиропоток был в летнее время, так как в этом районе расположены дома отдыха, посещаемые ленинградцами.
Однако в зимний период в течение нескольких последующих лет движение автобусов Сиверской автостанции Гатчинской АК 31

становилось эпизодическим или же прекращалось совсем. Причиной были плохие дороги, разбитые старые автобусы, которые были закреплены за Сиверскими маршрутами. Движение было нерегулярным, а расписания имелись только на автостанции.
Плохие дороги были не только в Сиверской, но и в самой Гатчине, на улицах, где ходили городские автобусы. Однако, несмотря на это, открывались новые линии.
Так, к маршруту Варшавский вокзал-пос Рошаля в 195(1) г был добавлен ещё один городской маршрут: Рынок-деревня Химози. С 25 августа 1952 года он был сокращён от Химозей до Депо, однако, через год-с 1 августа 1953 года, он был продлён в другую сторону: от рынка до Ремзавода с промежуточной остановкой "Госбанк". Поскольку в городе было несколько тарифных участков, дополнительная стоимость проезда составила 20 копеек.
Поначалу на этом маршруте стал ходить один автобус с интервалом в 50 минут. В апреле 1953 года Автоколонна 31 получила два новых автобуса на шасси ГАЗ-51.
Несмотря на небольшие размеры, они считались комфортабельными, благодаря так называемым "воздушным" сиденьям для пассажиров, хорошему освещению с рассеянным светом и хорошим рессорам.

Гатчина, ул Советская, июль 1968 г,
 фото А. Каца

Автобусы стали обслуживать городской маршрут Депо-Рынок и стали пользоваться успехом у пассажиров.
В 1953-1955 годах на двух городских маршрутах работали 3-4 автобуса.
В июле 1954 года был открыт ещё один городской маршрут, впоследствии получивший номер 3: Балтийский вокзал-Торфопредприятие "Гатчинское".

В феврале 1955 года Гатчинская АК 31 получила два новых автобуса, и маршрут Депо-ремзавод был продлён до совхоза "Железнодорожник". До 1956 года начальным пунктом пригородных автобусов в Гатчине был Колхозный рынок.
В 1954 году на площади Варшавского вокзала была построена автостанция. С апреля 1954 года с неё стали отправляться автобусы на Рождествено и Елизаветино и, как и прежде, ходил городской маршрут, получивший впоследствии номер 1: Варшавский вокзал-пос Рошаля.
С 12 марта 1956 года маршрут 4 Депо-Ремзавод был разделён надвое: открылись два маршрута: № 4-Варшавский вокзал-Депо и № 5-Варшавский вокзал-Ремзавод.
В 1950-е годы были популярными грузовые такси: грузовые автомобили курсировали по определённым маршрутам и тариф провоза багажа и проезда в них обычно соответствовал городскому или пригородному автобусному тарифу.
С 20 февраля 1952 года в Гатчине начали курсировать грузотакси по маршруту Балтийский вокзал-Депо. Машины работали с 8.00 до 12.00 и с 16.00 до 20.00. С 15 ноября 1953 года открылась регулярная линия грузотакси Гатчина-фабрика "Комсомолец" (бывший Павловский район).
Тремя днями позже грузотакси на этом 30-километровом маршруте заменил 18-местный автобус на шасси ЗИС-5.
В 1954 году уже работали и другие маршруты грузотакси: Гатчина-Вырица, Сиверская-Дружная Горка…

Гатчина, Икарус-60 на Советской ул,
 октябрь 1958 г, фото Э. Левина

В 1956 году был организован маршрут почтового автобуса от Гатчины до отдалённых деревень района по Лужскому направлению: до Ящеры, Сорочкино и других.
С 1 октября 1954 года проезд в автобусах стал дешевле: стоимость одного тарифного участка стала составлять 15 копеек вместо 20 коп, а проезд по всему городу-75 копеек вместо 1 рубля.
В 1957 году в Гатчине, как и во многих других городах Ленинградской области, были введены месячные проездные билеты.
В июне 1956 года в Гатчину поступило четыре

30-местных автобуса АТУЛ-Л4. В этом же году два автобуса этой марки были переданы из Гатчины для развития автобусного сообщения в городе Лодейное Поле.
В августе 1956 года в АК 31 для эксплуатационных испытаний поступила большая партия импортных автобусов венгерского производства.
Дизельные Икарусы-60 имели 28 мест для сидения и общую вместимость 50 пассажиров. Из партии 34 машин на маршруты Сиверской автостанции было направлено 9, остальные стали работать на Гатчинских маршрутах.
Такая большая партия автобусов поступила в Гатчину впервые. Машины хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, и это послужило основой в выборе одной из приоритетных марок автобусов на несколько последующих десятилетий не только для Гатчины, но и для всей Ленинградской области в целом.

Гатчина, 1960-е гг

К декабрю 1957 года парк автобусов АК 31 насчитывал уже 40 единиц, а общее количество машин-более 300. За последние годы были открыты пригородные линии Гатчина-Кипень, -Верево, -Воскресенское,-Сусанино,-Волосовский район.
Общее количество городских и пригородных маршрутов приблизилось к двадцати. Открытие новых маршрутов было обусловлено наличием как пригодных для движения дорог (в том числе и в самом городе Гатчине), так и достаточным количеством автобусов в парке.
16 января 1959 года в Гатчинскую АК 31 поступила новая партия Икарусов-60. Из 12 машин семь стали работать на Гатчинских

линиях, а пять были отправлены в Сиверскую.
В ноябре этого же года АК 31 впервые получила 5 автобусов новой марки ЗиЛ-158. Таким образом, общее количество автобусов перевалило за пятьдесят.
К 1960 году в Гатчине было уже много изношенных автобусов, и парк стал обновляться за счёт поступающих ЗиЛов-158.
Так, в апреле 1960 года пришло 5 таких автобусов, и все они были направлены на городские маршруты: 4 шт-на маршрут № 4, и один-на м-т № 5. А в августе этого года поступило ещё 12 ЗиЛов-158. К этому времени количество автобусов на городских маршрутах составляло не 1-2 как раньше, а уже по 4-5, и больше всего их было на м-те № 1-6 единиц.
А всего по городу курсировало 15 машин; на 13 пригородных трассах работало ещё 22 автобуса.

Гатчина, автостанция,
 апрель 1961 г

В октябре 1960 года открылись ещё два пригородных маршрута: 16 и 17. На них был направлен только что полученный ЗиЛ-158, и ожидалось поступление ещё нескольких автобусов для увеличения движения на городском маршруте № 5 и на других маршрутах.
Ещё 8 ЗиЛов-158 поступило в АК 31 в июне 1961 года взамен 8 списанных автобусов.
Семь машин остались в Гатчине; по одному было направлено на усиление маршрутов 3 и 5, Гатчина-Павловск, Гатчина-Сусанино. А один ЗиЛ был отправлен в Сиверскую.
Ещё 10 ЛиАЗов-158 пополнили парк Гатчинского

автопредприятия в январе 1962 года.
Был открыт маршрут Гатчина-Никольское, а городские маршруты усилены: интервалы их движения были сокращены до 5-7 минут.
Автобусы ЗиЛ/ЛиАЗ-158, поступившие в Гатчину в 1959-1962 гг, заменили собой все автобусы старых марок, а так же начали вытеснять отрабатывавшие свой ресурс Икарусы первых поступлений, многие из которых прошли к 1963 году по 300 тысяч км. Большинство Икарусов-60 было заменено на новые машины в 1963 году.
Вообще же на протяжении 1950-х-1980-х годов наблюдалась тенденция преобладания в Гатчинском парке попеременно двух марок автобусов: Икарус и ЛиАЗ. И это будет прослежено ниже.

Гатчина, автостанция, 1965 г Гатчина, 1965 г

С 1 января 1961 года стоимость проезда в Гатчине в пределах городской черты стала составлять 4 копейки. В городскую черту укладывались маршруты 1 и 4. А для маршрутов 3 и 5 были установлены следующие тарифы: по м-ту 3 в черте города-4 коп, от ул. Солодухина до торфопредприятия-+2 коп. Итого весь маршрут-6 коп. По маршруту 5 до инфекционной больницы-4 коп, далее два тарифных участка по 2 коп. Весь маршрут 8 коп.
С июня 1961 года Гатчинская АК 31 была преобразована в 8-й грузовой парк. Автобусные перевозки стали более относиться к автостанции, нежели к парку.

Гатчинская автостанция, 
1965 г

Например, новые автобусы ездил получать начальник Гатчинской автостанции.
В декабре 1962 года 8 грузовым парком было получено три 30-местных автобуса ПАЗ-652. Все они были переданы Сиверской автостанции. Вскоре должно было прийти ещё несколько автобусов, чтобы ввести новый городской маршрут № 2 Балтийский вокзал-ДСК (открыт в 1963 году).
В конце года в 8 автопарке Гатчины насчитывалось 72 автобуса (за три года их количество увеличилось на 20).
В апреле 1963 года 8 грузовой парк был передан от треста централизованных перевозок тресту Грузовых перевозок.

Летом 1963 года Гатчинский парк принял 10 автобусов от Ленинградского Автобусного Парка № 2 и взял на себя обслуживание Красного Села вместо АП 2. Это позволило сократить холостой пробег автобусов вдвое, к тому же, половина водителей и кондукторов уже были набраны из местных жителей. В 1 полугодии 1963 года поступило 7 автобусов ЛиАЗ-158, два из них поступили в Сиверскую.
Теперь в 8 ГП стало 80 автобусов.
В 1962 году в Сиверской вступила в строй новая автостанция, в 1963 году был построен новый гараж.

Водитель Гатчинского АТХ Михаил Баранов, 
август 1965 г, фото А. Каца

В 1964 году в 8 автопарк поступило 22 автобуса Икарус-620, что позволило Сиверской автостанции в течение этого года заменить у себя все ЗиЛы на Икарусы.
В августе 1965 года также была получена большая партия Икарусов-620, однако плохое качество дорог поначалу не позволяло вывести их на все городские маршруты: особенно затрудненной была работа венгерских автобусов на маршрутах 1 и 5.
В 1964 году 8-ой грузовой парк был преобразован в автохозяйство АТХ-121. АТК-12 Главзапстроя была преобразована в грузовое АТХ-122.С апреля 1965 года в автохозяйство № 121 стали поступать автобусы Львовского автозавода.

Два ЛАЗа-695 Е вышли на маршруты г Гатчины.
В 1965 году в Гатчине было открыто трансагентство и была возобновлена работа легковых такси. Стоянка такси была организована у Балтийского вокзала.
Поначалу АТХ-121 имело всего два автомобиля ГАЗ-21. К январю 1966 года таксомоторов стало уже 7, их количество постоянно увеличивалось как в Гатчине, так и в Сиверской, где легковые такси появились в середине 1960-х годов.
В феврале 1966 года АТХ-121 получило 7 автобусов ЛиАЗ-158.

Автобусная остановка в Рождествено,
 август 1965 г, фото А Каца

Всего в Гатчине и Сиверском филиале стало работать 115 автобусов, из которых на линии ежедневно выходило 103-105. Количество маршрутов парка перевалило уже за 40.
Кроме Гатчинского АТХ-121 автобусное сообщение в районе обеспечивалось также междугородными автобусами, следовавшими из Ленинграда через Гатчину.
В сентябре 1966 года в АТХ-121 поступило ещё 10 автобусов Икарус-620, и их общее количество в парке составило 53 единицы. Гатчинцы накопили к тому времени уже большой опыт эксплуатации Икарусов и делились своим опытом с другими автохозяйствами Ленобласти, куда автобусы этого типа поступали впервые.

Несмотря на большое количество автобусов в парке и их длительную эксплуатацию (180-200 тысяч км при норме в 80-100 тысяч), условия их обслуживания в парке оставались неважными: плохие дороги и отсутствие ремзоны в парке ещё более увеличивали преждевременный износ техники.
В 1964 году на Таицком шоссе было начато строительство нового гаража АТХ-121 на 350 автомашин.
В конце 1967 года Сиверский филиал АТХ-121 стал самостоятельным предприятием, в котором эксплуатировались автобусы, такси и грузовые машины.
В 1968 году в Сиверском АТП работало 28 автобусов. Пополнение парка в конце 1960-х годов как в Гатчине, так и в Сиверской, осуществлялось за счёт поставок автобусов ЛАЗ-695 Е и ЛиАЗ-158.

Гатчина, переоборудованный Икарус-620,
 декабрь 1970 г, фото В. Милоша

14 марта 1969 года в Гатчине на городские маршруты вышли шесть новых автобусов ЛиАЗ-158. Они стали работать по так называемому "Пермскому" методу: утром и вечером по 4 часа, дополняя остальные автобусы.
В июле 1970 года в Гатчину поступило 13 автобусов ЛиАЗ-158 и ЛАЗ-695 Е.
9 октября 1969 года Сиверский парк получил три новых автобуса, пополнение продолжалось и в следующем году. За 8 месяцев 1970 года Сиверский парк увеличился на 12 автобусов, а Гатчинский на три. Обновление подвижного состава в Гатчине по сравнению с 1968 годом составило 20 процентов.

А за 1966-1970 гг в Гатчинском районе было открыто два новых маршрута и продлён один городской маршрут.
С 1970 по 1972 гг в Сиверское АТП поступали венгерские автобусы Икарус-556 (всего 10 ед.) Старые Икарусы-620 гатчинцами не списывались, а переоборудовались умельцами парка в грузовые автомобили. В конце 1960-х-начале 1970-х годы на линиях работали ежедневно 6 таких машин.

В отличие от Сиверской, Гатчина стала получать в начале 1970-х не Икарусы-556, а отечественные ЛиАЗы-677. Первые ЛиАЗы новой марки вышли на городские маршруты 22 апреля 1971 года. В декабре 1971 года в Гатчину пришло ещё 8 автобусов ЛиАЗ-677 и ЛАЗ.
Всего в 1971 году Гатчинским парком было получено 14 автобусов и 6 легковых такси.
Если в феврале 1971 года в Гатчине было 82 автобуса, то к февралю 1972 года их было уже 97.
Увеличивалось также количество легковых таксомоторов. Если в феврале 1971 года их было 35, в декабре 1972 г-39, то в апреле 1973 г в обоих парках имелось около 50 такси.
К концу 1972 года в городе работало 34 автобуса ЛиАЗ-677.
В начале 1971 года Гатчинское АТП-121 разделилось, в результате чего было образовано Гатчинское ГАТП и ПАТП. В 1973 году ГАТП было преобразовано в ПОГАТ. В состав ПОГАТ вошли грузовые колонны АТП-121 и АТП-122.В состав ПАТП вошёл Сиверский филиал.

С 20 марта 1972 года в городе было введено обслуживание пассажиров без кондукторов. В 1973 году в Гатчинском ПАТП и его Сиверском филиале на линии работало 128 автобусов, в том числе 34-в Сиверской и 35-на городских маршрутах Гатчины.
В августе 1973 года Гатчинское ПАТП получило 6 автобусов Икарус-260. Они вышли на маршруты 3, 4 и 5.
С 197(4) года Гатчинское ПАТП стало филиалом Ленинградского ПОАТ № 1, и в дальнейшем стало получать большое количество автобусов:
в 1-м полугодии 1974 года поступило 15 машин, в том числе 4 автобуса Икарус-260 для городских маршрутов. В июле 1974 года поступило 4 ЛАЗа-695 М. В 1975 году было получено 20 автобусов.
В апреле 1976 года в Гатчинском ПАТП числился уже 121 автобус при предельной вместимости парка в 123 единицы. Средний срок эксплуатации равнялся 5 годам.
23 ноября 1974 года Ленинградским филиалом НИИАТ были начаты осенне-зимние испытания автобуса Икарус-266 на маршруте 431 Ленинград-Гатчина, так как поставки автобусов этого типа планировались в Ленинград.

Гатчина, на автостанции. октябрь 1977 г,
 фото А. Каца

Оборудование трасс городских маршрутов в Гатчине и Сиверской находилось в ведении головного предприятия ЛПОАТ № 1. Автобусы Ленинградского автобусного парка № 1 также иногда встречались на маршрутах Гатчины и Сиверской.
В августе 1976 года на маршрутах района работал 161 автобус. В Гатчине, где с марта 1973 года было открыто новое здание автостанции, пригородных маршрутов в 1976 году было уже 29.

В 1976-1980 гг Гатчинским парком приоритете в поставках был отдан автобусам марок Икарус и ЛАЗ. В мае 1976 года поступило ещё 5 автобусов Икарус-260, и всего их в Гатчине стало работать 20 единиц. В августе 1976 г пришло ещё 8 "двести шестидесятых" и ожидалось поступление ещё 3-х. В 1976 году в Гатчину поступило 23 автобуса, большей частью из которых были Икарусы.
Общее количество автобусов в филиале № 1 Ленинградского АП 1 стало равняться 175 ед. В январе 1977 года на 48 маршрутах района работало 140 автобусов, в том числе 35-в Сиверской. В 1977 году в филиале АП 1 был построен бокс-профилакторий для ремонта автобусов. Планировалось поступление 18 автобусов (в основном Икарус).
Автобусы этой марки поступали в Гатчину без перебоев до конца 1970-х годов. Они работали как на городских маршрутах, так и на пригородных (516,523,526,535,538 и некоторых других маршрутах). Работу Икарусов на Гатчинских трассах осложняло плохое качество дорог, а так же недостаточно хорошо организованная работа ремонтной базы. В начале 1980-х годов уже до 20 Икарусов стояло на приколе, и из 155 имеющихся в парке автобусов на линии работало только 97.

Гатчина, ЛиАЗы-677 08166, 08233, март 2000 г

На городские маршруты выходило от 7 до 15 автобусов, чего было явно не достаточно. Движение автобусов стало неудовлетворительным, и с 20 января 1982 года городские маршруты в Гатчине стали работать по расписанию.
С 1981 года Гатчинское ПАТП стало вновь самостоятельным предприятием и перешло в подчинение от ЛПОАТ № 1 к Леноблавтотрансу.
Вместо автобусов Икарус-260 в Гатчинский парк стали поступать ЛиАЗы-677, которые хорошо зарекомендовали себя в работе на городских и пригородных маршрутах ещё в начале 1970-х годов.

С лета 1981 года ЛиАЗы стали постепенно вытеснять Икарусы.
С поступлением 677-х автобусное движение в городе заметно улучшилось, так же была налажена эффективная работа ремонтной зоны. И к весне 1983 года 153 автобуса Гатчинского ПАТП стали работать на 46 маршрутах. На 7 городских линиях трудилось 23-24 автобуса, а на 39 пригородных-75-80. В 1982 году появились планы о строительстве нового гаража для автобусов в районе промзоны № 2, так как места в старом парке для них уже не хватало, и машины зачастую оставлялись на ночь вне территории ПАТП.
В 1982 году началось оборудование Гатчинских автобусов контрольно-диспетчерской системой "Нальмас", а во втором квартале 1984 года она была уже полностью внедрена.
В 1980 году в Сиверском филиале насчитывалось 39 автобусов, и из-за нехватки места в гараже, все такси были переданы в Гатчину, но на летний период до конца 1980-х годов Гатчинским ПАТП для работы в Сиверском филиале выделялось несколько легковых такси.
В 1983 году в Сиверский поступили 4 автобуса Икарус 260 П пригородного типа.

Гатчина, Икарус-280, 08283, 6 февраля 1998 г,
 весна 2000 г

В июле 1984 года в филиал пришло 5 Икарусов-260, что позволило обновить парк.
Одновременно в Гатчину поступило 8 новых такси и Икарус-256. Осенью 1984 года в Гатчинском ПАТП действовало 43 пригородных и 12 городских и поселковых (8-в Гатчине, 3-в Сиверской и 1-в Вырице) маршрутов.
С 1985 года Гатчинское ПАТП начало получать сочленённые автобусы Икарус-280. Эти автобусы стали работать на пригородных маршрутах 431,516,517,523,524,525,540. На городских же трассах в 1980-х годах такие машины не ходили из-за узости Гатчинских улиц.

В 1986 году в Сиверском филиале часть автобусов ЛАЗ была заменена на Икарусы-260. В первом квартале пришло два новых Икаруса, а позднее еще три.
В Гатчинском ПАТП, несмотря на необходимость увеличения подвижного состава, из-за отсутствия производственной базы, прирост парка не планировался. Производилась лишь частичная замена автобусов ЛиАЗ-677 на Икарус-280. Численность автобусов в Гатчинском ПАТП до конца 1980-х годов держалась стабильно на уровне 152-155 единиц.
В 1989 году начались недопоставки автобусов, было получено менее четверти необходимого числа машин. В 1990 году поставки также были сорваны. Строительство нового гаража в Мариенбурге было отложено из-за роста цен и отсутствия средств.
В 1989 году парком предпринимались попытки ввода экспериментально-экспрессных маршрутов В 1991 году в Сиверском филиале вместо 40 автобусов осталось всего 18, из них 4 полностью изношенных. В Гатчинском парке было полностью самортизировано 30 автобусов, ощущалась нехватка водителей.
В 1990-е годы поставки нового подвижного состава были минимальными.

Гатчина, ТоАЗ-5256.7, 08282, 6 февраля 1998 г

В 1990 году поступило несколько сочленённых автобусов Икарус, ранее работавших в Москве.
В 1993 году пришли автобусы М-В О305, б/у из Германии.
Остальные поступления были в основном за счёт автобусов ПАЗ-3205 и ТоАЗ.
Резко сократилась численность подвижного состава и в Гатчинском ПОГАТ. В 1976 году предприятие насчитывало 660 автомобилей, к концу 1980 года-около 850.
В 1992 году Гатчинское ПОГАТ было преобразовано в АООТ "Гатчинское ПОГАТ".

С 1997 года-ОАО "Гатчинское ПОГАТ". К концу 1990-х годов из 20 существовавших в области грузовых АТП, выжили только шесть, в том числе и Гатчинское. В 1998 году в ПОГАТ было 300 автомашин.
За 1990-е годы сильно сократилась городская маршрутная сеть.

C 1990 по 1995 гг были закрыты маршруты 1, 3, 5, 6, 8.
В качестве альтернативы с 1994 года парком открывались коммерческие маршруты 1-т, 2-т, 3-т на которых работали автобусы ПАЗ-3205.
С 3 февраля 1997 года Гатчинское ПАТП вошло в Леноблпассажиравтотранс. В феврале 1998 года поступили 15 автобусов Икарус-263.10 и один сочленённый Икарус 280.33
В начале 2000-ых годов ПАТП всё ещё осуществляло более 90 процентов перевозок в районе.
Но парк автобусов был очень старым, была нехватка водителей, рейсы, в том числе и школьные, очень часто срывались, не соблюдались расписания…

Get the Flash Player to see this player.

С 2001 года на многие маршруты вышли частные перевозчики, но и их работа не была организована должным образом: ответственности за отмену рейсов они не несли, отсутствовал должный предрейсовый медицинский и технический контроль. В марте 2003 года администрацией Гатчинского района был.

Гатчина, НефАЗ-5299, ООО «Транс-Балт»
 в045на 47, май 2004 г

проведен эксперимент и организован конкурс на автобусные маршруты 518, 519, 533, 535, 537 и 541.
В условия конкурса входило следующее: наличие новых машин, наличие мест их стоянки, лицензий на право перевозок, наличие диспетчерских служб, предрейсовый медосмотр, строгое выполнение расписаний, льготных и школьных рейсов.
Право работы на маршрутах 518, 519, 533, 537 и 541 выиграло Некоммерческое Партнерство "Пассажирские автобусные перевозки". Маршрут 535 выиграло ООО “Транс-Балт”, которое вышло в марте на этот маршрут с пятью новыми автобусами ПАЗ-3205.

Летом 2003 года Правительством Лен области этому перевозчику было передано также 6 автобусов НефАЗ-5299 для обеспечения социальных рейсов. В июне 2003 года конкурс перевозчиков на все оставшиеся маршруты был продолжен. В этом конкурсе на специально закупленных новых автобусах участвовали три фирмы: ООО "Гермес-В" с автобусами ПАЗ и Газель на м-тах 527,534,538;
Некоммерческое Партнерство “Автобусные перевозки” с автобусами ПАЗ на м-тах 514, 516, 516а, 531, 532, 539;
ООО “Транс-Балт” с автобусами ПАЗ и НЕФАЗ на м-тах 520, 521, 522, 522а, 523, 523а, 524, 525, 526, 530, 536, 540 и 542. На маршрутах 517 и К-631 до конца 2003 года остался “Ник-Автолайн” (с 2004 года эти маршруты стало обслуживать НП "ПАП".). Всего по договору с администрацией Гатчинского района на маршрутах стало работать около 60 транспортных единиц.
По предложению комитета по транспорту Ленинградской области была создана единая диспетчерская служба и единое для всех перевозчиков МУП «Служба организатора пассажирских автобусных перевозок» , в штате которого состояли несколько диспетчеров и медицинских работников. Содержание МУП производилось за счёт перевозчиков В декабре 2003 года в Гатчине появилась диспетчерская коммерческих маршрутов.
В начале 2004 года Сиверский филиал (22 автобуса) был передан в муниципальную собственность.
В 2004 году ООО “Транс-Балт” Гатчинским парком были переданы два сочленённых автобуса: Volvo B 10 M-55 и Икарус-280.
С января 2004 года в муниципальную собственность передан Сиверский филиал (22 автобуса).
С 1 января 2005 года было проведено разделение маршрутной сети между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, в результате чего маршрут 431 стало обслуживать ГУП "Гатчинапассажиравтотранс", а 529 - ООО "Транс-Балт".
На 1.1.2005 г в Гатчинском ПАТП было 53 автобуса, 72% которых выработали свой ресурс. В декабре 2005 года Гатчинский парк взял в аренду 14 новых автобусов Otoyol E29.14 турецкого производства. В конце 2006 года ДГУП "Гатчинское ПАТП" было акционировано, а в августе 2007 года было продано 50,1% акций.


Использованная информация: материалы ОАО «Леноблпассажиравтотранс», газета «Гатчинская правда» 1940-1998 гг,
личная информация автора. Отдельное спасибо Сергею Якимову

http://lenobltrans.narod.ru/

в начало страницы
Hosted by uCoz